menu

Ранний французский ренессанс
  Стиль французского Возрождения, в ХVI столетии сменивший во Франции готику, создал свои принципы в мебельном искусстве и достиг своего расцвета в то время, когда в Италии эпоха ренессанса уже стала склоняться к барокко. Во Франции ренессанс не разделяется на ранний, эпоху расцвета и поздний, как в Италии. Здесь для обозначения оттенков стиля применяют имена королей, правивших в тот или иной период. Таким образом, к эпохе раннего ренессанса относится стиль Франциска I, а к его расцвету - стиль Генриха II.

   В ранний французский ренессанс в большом количестве входят элементы готики, и ее сильное влияние чувствуется во всех произведениях стиля Франциска I (1515-1547 гг.). Целый ряд войн между Италией и Францией, происходивших на итальянской территории, познакомил французов с итальянским ренессансом.
Много произведений искусства было вывезено из Италии во Францию, куда переселилось и много итальянцев художников по различным отраслям искусства. Их влияние раньше всего отразилось на мебели, которая в Тюрени и в Иль де Франсе, т. е. в центре страны, гораздо раньше приняла новые формы, нежели в Бретани или Нормандии, где мебельщики еще долгое время оставались верны традициям и формам предшествующего периода.

  Одними из первых предметов обстановки, исполненной в 1510 г., в стиле раннего французского Возрождения, были сделанные из дуба места для клириков в капелле замка Гельон, кардинала Амбуаза, а через 20 лет начались работы по внутренней отделке всего замка Фонтенбло, принадлежавшего самому королю. Работы эти производились в новом стиле под руководством мастеров-итальянцев.

  Интересно отметить, что распространение нового стиля во Франции шло очень медленно, и традиции готики сохранялись на предметах обстановки очень долго.
  Так, в то время как в Париже и его окрестностях уже много лет подряд выделывалась мебель в стиле Франциска I, на окраинах Франции, в Бретани и других провинциях, продолжали делать вплоть до половины ХVII в. готические лари и шкафы, характерные по своим пропорциям, деталям и украшениям для XV в. Если во время господства готического стиля главным материалом для изготовления мебели был дуб, то теперь его место заняло ореховое дерево.

   Стиль Франциска I в мебели характеризуется наплывом итальянского орнамента на готические формы.
Пилястры и карнизы, панели с арабесками, головы в профиль на длинных шеях, заключенные в богатые венки, развевающиеся ленточки, - все это указывает на мотивы северного итальянского ренессанса. Кресла с высокими спинками, табуреты, столы, лари, шкафы, поставцы и пр., сохраняя принципы готической конструкции, несут на себе элементы ренессансной орнаментации. Рельефная резьба готической мебели делалась в одном плане, в стиле Франциска I; многопланность резных украшений придает богатство всем ранее оголенным ребрам и плоскостям мебели.

    Косяки, филенки, карнизы, фронтоны обременены деталями орнаментаций, которые соединяются в отдельные пятна, каждое из которых имеет свой особый центр. Для стиля Франциска I очень характерны точеные колонки в виде баляс или канделябров с пламенем вверху, ставящиеся на оси пилястров между филенками, и герб короля в виде или красиво переплетенной монограммы-шифра F и I или же его эмблемы - саламандры в огне, украшенной сверху королевской короной. На отдельных частях мебели часто встречаются архитектурные мотивы в виде пилястра с тонко нарисованными симметричными растительными арабесками и с каннелюрами под богатой капителью, смелыми выступами профилей, базами и целыми перспективными сценами, исполненными слабой резьбой.

   Из мебели для сидения характерны кресла с высокими спинками, поднимающимся сиденьем и двойными филенками на передней стенке. Иx форма, со скругленными углами, еще сохраняет характерные пропорции готики, но резные, сложенные в несколько рядов полотенца, украшавшие их ранее, уже отсутствуют. Резные украшения сосредоточены на боковых пилястрах спинки и на гербе в небольшом веночке, помещенном над головой сидящего, а также на многочисленных деталях верхнего карниза кресла.

  В более поздний период резьба становится гораздо богаче, с более сильным рельефом. Подлокотники делаются сквозные с грузными точеными подставками. Пришедший из Италии разгибной табурет с массивными дугами также занимает почетное место в обстановке жилищ со второй половины XVI в.




Категория: Мебель. Стили мебели.Фото | Добавил: admin-rezba (04 Фев 2010)
Просмотров: 860 | Теги: ранний французский ренессанс, стили мебели | Рейтинг: 1.0/1