ПРОЦЕСС 3000 ЛЕТНЕГО РАЗВИТИЯ МЕБЕЛИ ДЛЯ СИДЕНИЯ
Различные формы мебели для сидения наиболее наглядно демонстрируют процесс возникновения новых стилевых форм. Ниже мы приводим 25 небольших главок из истории развития мебели для сидения.
1. Египетский стул. Ясная конструкция, но несколько сложный метод построения. Удивительно развитая древняя праформа одного из современных типов. Ножки в виде звериных лап противоречат основной конструкции.
2. Греческий стул (клисмос), VI6V в. до н. э. Пример наиболее зрелой формы мебели древнего периода. Форма явно конструктивна, но при этом приспособлена к формам человеческого тела, отказывается от тектонического членения, гибкая и легкая. 3. Японский стул. Отличная от предыдущих, не оправданная материалом конструкция из древесины, как бы вылепленная из глины. Бросается в глаза родство со складным стулом типа ножниц. 4. Византийскийтронныйстул,VIII6Хвв. Построение, схожее с ларем, металлическая обивка. Развитие конструктивных типов прерывается и продолжается лишь значительно позже. 5. Романский стул, Германия, XIII в. В измененной форме вновь обнаруживается конструктивный принцип. На формообразование влияет техника точения. Экономная, умеренная форма, напоминающая простейшие ранние образцы. 6. Готическая форма церковной мебели для сидения, Нидерланды, XV в. Еще преобладает тяжеловесная форма ларя. Каркасная конструкция с использованием рам и филенок; кресло, сидеть в котором крайне неудобно. 7. Раннеренессансный стул, Италия, XV в. Конструкция в виде ножниц ярко выражена, ясная форма, очень интересное решение, спинка жесткая, не особенно удобная. 8. Ренессансный стул, Италия, XVI в. Новый тип: дощатая спинка появляется здесь впервые, в крестьянской мебели она продолжает жить еще и в наше время. Тяжелое, неудобное, скорее декоративное изделие из дуба. 9. Позднеренессансное кресло, Нидерланды, начало XVII в. Т. н. кресло Рубенса. Поразительно целесообразная форма, с прямыми линиями, сиденье полностью обито бархатом или брокатом. 10. Стул в стиле раннего барокко, Испания, XVIII в. Репрезентативная форма с высокой спинкой. Конструкция скрыта за членениями и орнаментом, появляются искривленные ножки, о настоящем же удобстве говорить еще рано. 11. Франузское кресло в стиле барокко (Людовика XIV), конец XVII в. Дальнейшее развитие типа с высокой спинкой в направлении большего удобства. Больше мягких элементов, резьбы, кривых линий. 12. Английский стул в стиле барокко (королевы Анны), начало XVII в. Более изящная форма стула из ореха с высокой спинкой. Мягкое сидение и изогнутые линии спинки обеспечивают большее удобство сидения. Появляются в чистой форме ножки кабриоль. 13. Французское кресло в стиле рококо (Людовика XV), XVIII в. Широкое, удобное для сиденья кресло, приспосабливающееся к одежде женщин своего времени. Удобство обеспечивают упругие мягкие элементы с обивкой из гобелена. 14. Английский стул рококо, Чиппендейл, XVIII в. В совершенстве развитая основная форма современного стула. Размер и удобство отвечают современным средним стилевым решениям. Изогнутые ножки кабриоль, богатая и изящная резьба, махагони. 15. Англо6американское колониальное кресло (основная форма «Виндзор»),XVIII в. Ясная конструкция, легкая форма, отвечающая требованиям удобства, не утратившая своей ценности и по сей день. Еще и сегодня один из типов кресел массового производства. 16. Французское кресло в стиле раннего классицизма (Людовика XVI), вторая половина XVIII в. Под влиянием классицизма формы рококо сменяются более простыми линиями. Спинка овальная или четырехугольная, ножки прямые и остроконечные, более умеренная орнаментика. 17. Английское кресло в стиле классицизма, Хэплуайт, последняя четверть XVIII в. Прямые ножки, мягкое сиденье, строгие контурные линии, спинка щитообразная или овальная, воздушная легкость, светлые породы древесины. 18. Кресло в стиле «цопф» (немецко6австрийский классицизм, стиль Иосифа II),конец XVIII в. Прямые линии, остроконечные ножки с бороздками, немного изогнутых элементов, экономные, строго классицистичные членения и украшения. 19. Кресло в стиле Директории, конец XVIII в. Форма восходит к греческому типу, но исполнение не такое строгое, кресло значительно более удобное. Переходная форма между классицизмом и ампиром. 20. Французское кресло в стиле ампир, начало XIX в. Греко6римская форма, обогащенная орнаментом. Египетские формы и мотивы присоединяются к классическим элементам. 21. Стул в стиле бидермейер, Вена, первая треть XIX в. Все менее ощущается зависимость от античных образцов. Характерны спокойные изогнутые линии, блестящая древесина, превосходная столярная работа. 22. Кресло в стиле модерн, 1900 г. Разрыв с прежними стилями, своеобразие в капризной игре линий и орнамента. Первый, чисто формальный модернистский стилевой эксперимент. 23. Конструктивистское кресло, Ритфельд, 1920 г. Новый вариант основной формы. В противовес неестественным вытянутым, фальшивым формам модерна—грубый, конструктивный эффект. Удобство и форма становятся предметом теоретической спекуляции. 24. Мебель из стальных труб, Мис ван дер Роэ, ок. 1930 г. Форма отвечает особенностям нового, гибкого и легкого материала, требованиям удобства и отличается от всех предыдущих, непривычная форма сомнительной устойчивости. 25. Современное кресло, ок. 1940 г. Простая, естественная, гладкая, элегантная, удобная форма. Подушки съемные, что весьма гигиенично. Хороший образец современной мебели для сидения. | |
Просмотров: 913 | | |