Вопрос о причине различной окраски тел
занимал ум человека с древних времен,
когда философы и ученые считали, что цвет - есть свойство
самого тела. Хотя при этом не могли объяснить изменение
этого цвета в зависимости от времени дня или условий
освещения. Считалось, что различные цвета получаются
как "смесь" света
и темноты. Люди наблюдали радугу, игру цветов на гранях
алмазов и стеклянных призм, которые привозили как диковину
из Китая, но только Ньютон открыл связь между великолепными
красками радуги и цветом тел. Важным открытием, принадлежащим Ньютону,
оказалось разделение цветов на простые, которые невозможно
разложить на составляющие и сложные, представляющие
из себя совокупность простых цветов. Самый сложный в
этом смысле белый цвет - это своеобразное "сжатие радуги".
Все знают, что смешение простых желтого и синего дает
сложный зеленый цвет, а синего и красного - фиолетовый. Помимо простых и сложных цветов, в оптике
существует также очень интересное явление - наличие
дополнительных цветов, когда наложением цветных стекол
друг на друга, в результате получается белый цвет. Такие
цвета, которые как бы "гасят" друг друга, называются
дополнительными. Так дополнительным к красному служит
голубовато-зеленый тон, к оранжевому - голубой, а к
фиолетовому желто-зеленый. В природе существование чистого цвета, без примеси, довольно
редко. Даже в радуге цвета
не переходят друг в друга "скачками", и эта "плавность"
перехода, то есть постепенное добавление в основной
цвет другого цвета, создает понятие тонов и оттенков,
а вот отсутствие "примесей" характеризует чистоту цвета.
Например, желтый стоит рядом с зеленым, но при переходе
в него проходит стадии от желто-зеленого до зелено-желтого
(или еще говорят "зеленый в желтизну") в зависимости
от того, какой цвет преобладает в тоне. Преобладающий
цвет в этом случае будет основным, а добавленный в него
- оттенком. Смешение цветов, или лучше сказать добавление
одного цвета в другой, как это делают художники, смешивая
краски, возможно не только в рядом стоящих в спектре
цветах, но и противоположных или далеко отстоящих друг
от друга. Так появляется красный с оттенком фиолетового
- малиновый цвет. Добавление в основной цвет серого
дает приглушенные тона: серо-синий, серо-зеленый, серо-сиреневый.
А вот добавление черного, делает цвета темными. Примесь
белого, как бы ослабляет цвет, а отсутствие белесоватости
характеризуется понятием насыщенности цвета. Самые насыщенные
цвета имеет бархатная ткань, этому есть обяснение в
физике. Если цвета поставить рядом друг с другом,
не смешивая, или пятно одного цвета наложить на другой,
получится сочетание разных цветов или тонов. И тут возникают
понятия "фона" и "контраста". Фоном является преобладающий
по площади цвет, на который накладывается пятно, а вот
ощущение цветового пятна на фоне называется контрастом.
И чем насыщеннее цвета, тем сильнее контраст. Сочетание тонов, имеющих разные оттенки,
но находящихся в пределах одного цвета называется монохромным.
Классический пример монохромного сочетания - черно-белый
телевизор, когда по степени разбавленности черного цвета
белым, на экране создается видимое изображение. Конечно, монохромные сочетания с использованием
других цветов смотрятся более интересными и дают своеобразные
варианты декорирования. Например, в интерьере
спальни преобладает
желтый цвет, но используются разные его тона: темно-желтый,
желто-коричневый, бледно-желтый, янтарный. Набор используемых при декорировании
цветов создает цветовую гамму. И здесь прямая аналогия
с музыкой, ведь каждый цвет подобен ноте. Звучащая по
отдельности она маловыразительна, а вот в аккорде или
музыкальной фразе может произвести сильное впечатление.
И от того насколько талантливо составлены ноты (цвета
и оттенки) возникает гармония звуков или какофония и
шум. Ощущения человека в том или ином цветовом
окружении лежит в основе создания интерьера в определенном
колорите или цветовой гамме. Некоторые цветовые сочетания
в интерьере недопустимы, так как при длительном пребывании
вызывают отрицательные эмоции или агрессию. Например,
интерьер, где преобладает насыщенный красный фон
в сочетании с ярко-розовыми или сочно-зелеными пятнами,
человеку с нормальной психикой и стандартным цветовосприятием
(не дальтонику) вынести очень сложно. Напряженные цветовые контрасты, когда
сочетаются насыщенные цвета далеко отстоящие друг от
друга в спектре, тоже относятся к некомфортным сочетаниям,
например, ярко-фиолетовый с насыщенно-желтым, вызывает
раздражение. Уйти от бьющих контрастов можно приглушив
яркий цвет серым или черным или снизив насыщенность
цвета - разбелив его. Тогда сочетание густого темно-фиолетового
и бледно-желтого цвета будет смотреться вполне приемлемо
и придаст интерьеру, например, кухни
экстравагантный оттенок. Или оранжевая мебель в кухне
на фоне серо-голубых стен - такое сочетание получается
контрастным, но не напряженным, а бодрым. Используя
те же два цвета в ослабленных, пастельных оттенках,
получим освежающее "весеннее" сочетание (прозрачный
песочный и светло-голубой). А вот использование в интерьере сочетания
приближенных, переходных цветов (так называемое нюансное)
действует успокаивающе. Чтобы разобраться с цветовыми сочетаниями можно для начала воспользоваться шпаргалкой: ГАРМОНИЧНЫЕ ЦВЕТОСОЧЕТАНИЯ (КОНСОНАНСНЫЕ) Для простоты их назвают “тригонами”, т.к. они образуют равносторонние треугольники на нашей шпаргалке. Или еще проще: подбирая соответствие, пропускаете три цветовых сектора, а четвертый - искомый. ДИССОНАНСНЫЕ ЦВЕТОСОЧЕТАНИЯ Образуют квадрат КАРДИНАЛЬНЫЕ ЦВЕТОСОЧЕТАНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦВЕТА. Это цвета, расположенные на схеме друг против друга. При совместном использовании они дают максимальное эмоциональное напряжение, максимальный “акцент”. Иллюстрация к пониманию “теплой” и “холодной” гаммы. | |
Просмотров: 2027 | | |