Антикварная мебель является одним
из ключевых элементов оформления интерьера и дает возможность придать
определенный стиль всему дому. Может показаться, что антикварная мебель
дорога, но это не так.
| |
Мебель, которая продается в антикварных салонах, стоит дорого, так как
приходится платить и за ее реставрацию. Но на толкучках и антикварных
рынках, особенно во время организуемых там «распродаж», можно найти
антикварную мебель по вполне приемлемой цене.
Краткий обзор
мебельных стилей может оказаться полезным, если вы решили идти по этому
пути.
Барокко: характеризуется декоративной пышностью резных
скульптурных фигур и округленных форм. Датируется концом XVII - началом
XVIII вв. Наиболее известные изготовители мебели и резчики по дереву
эпохи барокко - Даниэль Моро и Андрэ Брустолон.
Стиль времен
королевы Анны: использовалось главным образом ореховое дерево.
Сдержанный и элегантный стиль ассоциируется с правлением королевы Анны
(1702-1714). Характерными для стиля являются ножки кабриолэ (cabriole) и
спинки в форме вазонов.
Рококо: термин французского
происхождения, обозначающий легкий и изящный стиль. Мебель, как и другие
предметы обстановки в этом стиле, украшалась асимметричными орнаментами
с мотивами в виде раковин, завитков и цветов. Развивается во Франции в
начале XVIII в. В Англии получает название Чиппендейл.
Стиль
Людовика XV: наивысшего развития стиль рококо достиг при правлении
короля Людовика XV. В мебели этого времени заметно влияние китайского и
восточного стилей.
Классицизм: стиль, возникший в ответ на
пышность стиля рококо после раскопок Помпеи и Геркуланума, разбудивших
интерес к классическому миру. В результате во второй половине XVIII в.
родилось движение классицизма. Мебель характеризуется элегантностью и
классическими мотивами с колоннами, масками и гирляндами. Другими
определяющими чертами этого стиля являются господство симметрии,
барельефная резьба и прямые линии. Известным теоретиком стиля
классицизма был Роберт Адам; его работы широко известны наряду с
работами Хепплвайта и Шератона.
Стиль Людовика XVI:
контрастирует со стилем Людовика XV. Мебель с овальными резными спинками
и с прямыми узкими ножками, по всей высоте которых вырезаны канавки.
Широко была распространена цветная деревянная мебель с позолотой,
инкрустированная мебель, мебель из экзотических пород дерева, покрытая
лаком. Стиль Людовика XVI входит в классицизм и совпадает по времени с
правлением короля Людовика XVI — с восхождения на престол до начала
Великой французской революции. Основными производителями этой мебели
были Жорж Якоб, Жан-Франсуа Эбен и Жан-Анри Райзнер.
Стиль
эпохи Регентства (английский ампир): этот термин применяется для
обозначения мебели, изготовленной во время правления принца Гейла
(1811-1820) и за период с 1790 по 1830 г. Сделана в классическом духе,
но имеет более тяжелую и простую форму. Не следует путать со стилем
эпохи французского Регентства, относящегося к стилю до рококо. Наиболее
известными были мастера Томас Хоуп, Джордж Смит и Генри Холланд.
Стиль
эпохи Империи: французский эквивалент стиля эпохи Регентства.
Сформировался во Франции в правление Наполеона (1804-1815). Для него
характерны простые линии, минимум украшений и отсутствие инкрустаций и
резьбы по дереву. Декор часто включает металлическую аппликацию:
лебедей, военные мотивы, орлов, изображение трофеев и наполеоновских
эмблем. Самый знаменитый мастер - Шарль Персье.
Стиль эпохи
королевы Виктории: это название используется для обозначения мебели,
произведенной во времена правления королевы Виктории. Представляет из
себя смесь неоготики, рококо и классицизма. Декор в викторианском стиле
обычно весьма отработан, с большим количеством резьбы по дереву,
мозаикой и металлическими аппликациями. Поздний викторианский стиль
включает также элементы английского кустарного творчества и французского
стиля модерн.
Стиль модерн: французский стиль начала XX в.
характеризуется новаторским пониманием древних декоративных форм с
выделением цветовых орнаментов и ссылками на природу. По времени
совпадает с каталонским модернизмом, хотя эстетически они отличаются,
поскольку в последнем преобладают изогнутые формы.
Кустарное
творчество: английское течение, возникшее в ответ на растущую
индустриализацию XX в. Основной упор делается на кустарное производство
мебели — простой и недорогой, без излишнего украшательства. Одним из
главных теоретиков этого направления был Уильям Моррис (1834-1896). В
этот стиль (с некоторыми оговорками) также вписывается мебель,
разработанная Чарльзом Р. Макинтошем.
Стиль тонет (Thonet): под
этим названием известна мебель, произведенная немецким дизайнером XIX
в. Михаэлем Тонетом, который разработал технику серийного производства
гнутой деревянной мебели. Стулья этого стиля производились и сейчас до
сих пор используются в Европе и Америке.
Дизайнеры XX в.: на
протяжении этого века мы встречаемся с различными архитекторами и
дизайнерами, посвятившими себя производству мебели. Выделим несколько
фигур, так как рассказ обо всех займет слишком много места. Американский
дизайнер Чарльз Эмс (Charles Eames) создал стулья и кресла из резной
кожи и фанеры.
Французский архитектор Ле Корбюзье (Le Corbusier)
спроектировал шезлонг из трубчатой стали в 1927 г. и кресло, известное
под названием «гран комфорт» (Grand Comfort). Мис ван дер Pox (Mies van
der Rohe) изобрел известное барселонское кресло, Алвар Альто (Alvar
Aalto) изготавливал мебель из гнутой фанеры. Арне Якобсен (Arne
Jacobsen), Марсель Брюэр (Marcel Breuer), Карл Якобе (Carl Jacobs) —
всего лишь некоторые из множества значительных имен.
Как
сочетать стили
Когда имеешь дело с мебелью, понятие «ансамбль»
превалирует над понятием «элемент». Легко увлечься очарованием
антикварной мебели, но надо думать об ансамбле и знать, подходит ли она к
нему или нет, и одновременно, — соответствует ли она вашим
потребностям.
Не следует поддаваться соблазну купить новую
мебель. Новая планировка интерьера отнюдь не означает, что надо
выбрасывать старую мебель и покупать новую. Подумайте о возможности
реставрировать кажущуюся старой и испорченной мебель и поменять внешний
вид надоевшей.
Призвав на помощь терпение, пробегитесь по магазинам
антиквариата и толкучкам, пока не найдете ту единственную вещь, что
удивит нас, придав особый колорит комнате, интерьер которой вы сейчас
оформляете. Следует учесть, что антикварная мебель имеет более «сильный
характер», чем мебель современная и может подсказать новые идеи при
создании новой обстановки. Антикварная мебель с легкостью может
превратиться в центр внимания любого помещения, поэтому следует
внимательно следить за тем, чтобы не поставить «значимую», но
разностилевую старинную мебель в одну и ту же комнату.
Надо
обладать особыми способностями, чтобы сочетать антикварную мебель разных
стилей в одной гостиной. Если вы поставите в небольшой комнате мебель с
достаточно выраженным и известным стилем, то это значит, что остальная
мебель должна быть на один уровень ниже. В большой комнате можно создать
2-3 точки, привлекающие внимание.
Не надо бояться смешивать
старинную и современную мебель, впрочем, как и другие предметы домашней
обстановки. Мы уже говорили, что такой нестандартный подход как раз
очень привлекателен, так как представляет вам шанс проявить фантазию.
|
|