menu

Скульптуры и инсталляции в интерьере

 Еще совсем недавно во многих домах наших соотечественников скульптура была представлена чередой слоников на полке над диваном, в серванте или на крышке радиоприемника. Декоративная скульптура послевоенной эпохи соцреализма была небольшой по размерам и примитивной по содержанию: выбирать приходилось между бюстами вождей и великих писателей или уже упомянутыми слониками.

 Стоит ли говорить, что прогрессивная интеллигенция выбирала модных писателей, партийные работники предпочитали маленьких идолов-вождей, а вся остальная часть населения – слоников. К разряду этих же незамысловатых украшений дома относились еще целующиеся голубки, танцующие балерины или пионеры-горнисты, в массовом порядке производимые советскими фарфоровыми заводами с одобрения министерства культуры.

 Ситуация стала меняться в «оттепельные» шестидесятые. Тогда популярностью пользовались вручную обработанная керамика и цветное стекло, в моду также входило народное творчество, как возвращение к культуре предков: резная богородская игрушка, изделия Гжели, каслинское литье.

 Эти изделия были, как правило, небольшими по размеру не потому, что наши соотечественники не любили крупные декоративные украшения, а потому, что их попросту некуда было ставить. У всей страны вызывала дружный смех сцена, когда в популярном фильме даже в восьмидесятые годы коллектив организации пытался подарить сотруднику бронзовую лошадь. Кроме смеха этот подарок вызывал и недоумение. Если бы такую бронзовую скульптурную группу подарили сейчас, юбиляр бы очень обрадовался - это не только «весомый» с точки зрения стоимости подарок, но и прекрасное украшение для квартиры с классическим интерьером.

 На самом деле очень важно, в какую обстановку приобретается даже небольшая фарфоровая фигурка, не говоря уже о крупных произведениях. Скульптура, как и живописные полотна, это выразительное украшение, и если по стилю оно не соответствует жилому интерьеру, то внесет диссонанс и разрушит его целостность. Как в антикварный интерьер с дорогой мебелью в стиле барокко не поставишь матрешку, так и в интерьер «кантри» с плетеной мебелью и пэчворком не впишется изящная женская головка из мрамора. И только поменяв их местами, можно создать гармонию в обстановке.

 Антикварные интерьеры или воссозданные в наши дни по историческим образцам, вообще не обходятся без скульптурных украшений, в них как будто недостает индивидуальности. Даже живописные полотна не компенсируют полностью отсутствия скульптуры. Дорогая бронза, тонкий фарфор, мрамор и полудрагоценные камни, резное редких пород дерево или их сочетания – это все материалы для создания скульптурных украшений в интерьерах классических стилей.

 Абстрактные скульптурные работы стали создавать конструктивисты в начале прошлого века. Это были выражения мысли, не через конкретный образ, а через ассоциации. Скульптура, даже декоративно-прикладная, должна была не столько радовать взгляд, сколько будить чувства и мысли, иногда даже не совсем конкретные. И появились угловатые и членистоногие сооружения из колес, плоскостей, похожих на крыло самолета, жестких тросов или спиралей. Эти устремленные ввысь инсталляции должны были звать в прекрасное будущее, обеспеченное техническим прогрессом и полетом мысли свободных граждан.


 Но в домашних интерьерах они почти не прижились: современникам этих прогрессивных художников будущего все-таки милей и понятней были фарфоровые зверушки, танцовщицы или горнисты. Зато авангардные работы конструктивистов привели к появлению новых направлений в декоративной скульптуре: абстрактных форм и инсталляций.

 И теперь никого не удивишь непонятным предметом в обстановке, имеющим явно декоративное значение. Такие абстрактные формы (напольные, настенные, настольные), выполненные из стекла, керамики, металла или дерева удачно дополняют интерьеры современных стилей, например, минимализма или хай-тек. Только для минималистских интерьеров подойдут лаконичные работы, без излишнего декора, с четкими и простыми формами, а для высокотехнологичных понадобятся изделия из новых необычных по фактуре или свойствам материалов, желательно фантастических, космических форм, и в этом случае сложность конструкции не помеха, а, скорее, достоинство.

 С появлением квартир, в которых простор и обилие воздуха становятся характерной чертой, а открытые пространства за окном - частью интерьера, изменилось и отношение к домашней скульптуре. Такую квартиру могут украсить и величественные львы, созданные по типу египетских сфинксов, на роскошном фоне большого города и безграничного неба, они будут выглядеть особенно внушительно.

 

 

 

 

 

 

 

 

Если вы не любитель крупных форм и вам нравится любоваться изящными и тщательно проработанными статуэтками из дерева, фарфора, бронзы или поделочных камней, вам стоит продумать оптимальное их размещение в интерьере. Потому что такие мелкие и хрупкие вещи не расставишь просто на открытых полках: большое количество мелких предметов рождает ощущение беспорядка, а красота каждой вещи в отдельности – теряется. Для хранения коллекций небольших скульптур стоит использовать специальные витрины. В них каждое художественное изделие видно с разных сторон, а все вместе они выглядят очень красиво.

 В инсталляции предметы, объединенные замыслом художника, соединяются между собой или просто ставятся рядом.

 Скульптура – очень своеобразное украшение, преображающее жилой интерьер, но, выбирая ту, что вам нравится для своего дома, стоит подумать, насколько оптимально она в ваш дом впишется.


Материалы взяты с сайта www.e1.ru
Изображения взяты из открытых источников

Категория: Интерьер, дизайн | Добавил: admin (05 Апр 2009)
Просмотров: 1051 | Теги: статьи, скульптуры в интерьере | Рейтинг: 0.0/0