Эта семерка культовых стульев (стулом мы условно назовем любое
устройство для сидения — от табурета до шезлонга) выбрана по
субъективному желанию автора, основанному частью на количестве
ремиксов, а также на популярности модели и на частоте упоминаний в
литературе. Несмотря на почтенный возраст (кроме последнего), все эти
стулья не стали музейной пылью, а живут в современных интерьерах,
производятся и продаются в огромном количестве. Другой автор может
предложить иной букет, и тоже будет прав.
Венский стул «Модель 14» (1859). Дизайн: Михаэль Тонет, Австрия
Середина 19 века, Австрия. Михаэль Тонет, мебельщик, в 1842 году
запатентовал метод «гнуто-клеенной» технологии изготовления мебели, и с
этого момента начался победный марш венского стула. Венских стульев
было немало, как минимум 20 моделей. И каждая может вполне оправданно
называться венским стулом. Тем не менее, среди всей этой гаммы есть
стул, ставший действительно классикой — «Модель 14». Тонет довел эту
модель до звенящего совершенства. Всего 6 деталей! Трехмерное «гнутье»
позволило объединить спинку и задние ножки в одну деталь. Сидение
круглой формы затягивалось камышовым плетением. Конструкция получилась
очень легкой, пружинящей и, вместе с тем, стабильной. Но не
революционность технологии стала причиной бешеной и устойчивой
популярности венского стула. Удобный, легкий и ажурный, он обладал
незаменимым свойством — мог вписаться в любой интерьер органично и
незаметно. А, кроме того, волшебным образом «исчезал» — стоило человеку
сесть на него, и стул напоминал о себе только изгибом тела сидящего.
«Хилл Хаус», стул для спальни (1902-03). Дизайн: Чарльз Ренни Макинтош, Шотландия
Макинтош, будучи одним из «отцов» британского модерна, определил для
последователей направления развития стиля, а сам пошел иным, уникальным
путем, успешно избежав и символичности, и орнаментальности, и прочих
составляющих модерна. Вместо упругих изощренных кривых — прямая линия и
прямой угол. Чистый геометрический эксперимент. У стула «Хилл Хаус» и у
других стульев этого семейства очень высокая спинка. Кажется, что
дизайнер изменил требованиям функциональности, потакая своим
эстетическим капризам. Но не мешает вспомнить, что этот стул
предназначен специально для спальни. И становится понятно, что это не
просто сидение, а очень полезный предмет обстановки. Это вешалка, на
которой можно оставить головной убор и повесить одежду — горизонтальные
перекладины весьма к этому располагают.
Это своеобразная ширма, которая
делит помещение на функциональные зоны. Это почти скульптура —
вертикальная доминанта, организующая пространство интерьера. А еще это
прототип оп-арта: планки, перекладины и промежутки между ними играют со
светом и отбрасывают тени. Получается изменчивая светотеневая живопись.
Шезлонг Model B306 (1928). Дизайн: Ле Корбюзье, Пьер Жаннере, Шарлотта Перриан, Франция
Великий функционалист Ле Корбюзье при всей небесспорности однозначно
утилитарного подхода к вещам отнюдь не был противником комфорта (к
счастью, комфорт — тоже функция). Этот стул — уже почти лежанка, а не
стул — как нельзя лучше подходит к его крупно-плоскостным,
индустриально-жилым интерьерам. Незначительный, чуть намеченный
завиток, оживляющий девственную плоскость стен и пола. Изгибы проверены
и перепроверены пропорциями модулора — необязательно испытывать телом,
доверяешь взгляду — будет очень удобно, валик в головах убеждает в этом
так красноречиво...
Табурет 60 (1933). Дизайн: Альвар Аалто, Швеция
Простой табурет, продаваемый миллионами. Он был запущен в производство
в 1933 году, сразу приобрел популярность, которая устойчиво сохраняется
и по сей день. Бывают вещи, которые вне времени, потому что они
гениально просты, и, соответственно, совершенны. Круглое сидение и три
L-образные ножки из гнутой фанеры. Минимум деталей, простая технология,
в результате — очень дешевое производство. Есть дополнительное полезное
свойство: складируемость. Табуреты составляются один поверх другого
высокой стопкой, что крайне удобно при дефиците жилого пространства. И
технология, и идеология близки венскому стулу. Так же, как «Модель 14»,
аалтовский табурет ненавязчиво вписывается в интерьер. И, одновременно,
он самодостаточен как эстетический объект. Мало того, трехногий круглый
табурет играет в современном интерьере и некую символическую роль. Круг
сидения, желтый, лакированный, — этакое солнышко в доме. Ножки — лучи.
Материал — дерево — намек на экологичность. А если глубже копнуть эту
тему, то, возможно, обнаружится множество других наслоений смысла и
знаковости.
«Mezzadro» (1957). Дизайн: Ахилле и Пьер Джакомо Кастильони, Италия
В 1957 году, в Италии, на вилле Ольмо в Комо проходила выставка «Цвет и
форма в сегодняшнем доме». Дизайнеры братья Кастильони представили на
ней свою концепцию жилого интерьера. Нестандартные, временами
причудливые сочетания вещей: вместе сосуществовали предметы обычные,
«анонимного дизайна» и специально спроектированные. Идея коллажа
присутствовала и в интерьере в целом, и в отдельных предметах.
Квинтэссенцией коллажности стала забавная табуретка «Mezzadro».
Непохожая ни на что, она в то же время навевает массу ассоциаций: то ли
заводная игрушка, то ли консервный нож, то ли садовый инвентарь. Все
гораздо проще. Братья-дизайнеры взяли сидение от трактора и укрепили
его на стальной пружинящей рессоре. Получился необычный консольный
табурет. Со времени той выставки актуальность формы «Mezzadro» не
уменьшилась. Эта почти полувековая «старушка» весьма органично
смотрится в агресивно-молодежных интерьерах и даже в ультрасовременных
хай-тековских.
У табуретки «Mezzadro» есть «брат»,
представленный на той же выставке и достойный упоминания. Они очень
разные по внешнему виду, но весьма близки по духу. Это табурет для
телефонных разговоров «Селла» — «Седло». Способ его использования
звучит замысловато: «сидеть стоя или стоять сидя». Велосипедное седло
насажено на металлический стержень красного цвета, а основанием служит
чугунная полусфера. Получается своеобразная «неваляшка».
Кресло «Сакко» (1968). Дизайн: Пьеро Гатти, Чезаре Паолини, Франко Теодоро, Италия 
Замечательный «мешок» итальянских дизайнеров, образец «антидизайна»,
бесформенный и (о ужас!) розовый. Хорошего дизайна, качественного
дизайна к середине 1960-х стало слишком много, и он начал утомлять.
Радикальная молодежь предпочла делать «дизайн без вещей» — дизайн
поведения. Они отказались от канонических методов проектирования и
заменили их проектной игрой. В то же время, несмотря на
«антидизайнерские» декларации, с точки зрения выполнения главной
функции — удобно сидеть, кресло-мешок безупречен. Кожаная оболочка
наполнена пластмассовыми гранулами, но не под завязку. Наполнитель
легко принимает форму, удобную для сидящего, и столь же услужливо
меняет ее для следующего пользователя. Эта идея эксплуатировалась
последователями во множестве вариантов исполнения, пока не дошла до
логического финала — «мешок» заставили застыть, выкачав из него воздух,
и сохранили навечно отпечаток седалища хозяина (идея: Рон Арад). Есть
сомнения в эргономическом преимуществе подобного усовершенствования, но
в этом действе присутствует нечто от арт-акции.
W.W. Stool (1990). Дизайн: Филипп Старк, Франция
Нечто космически-органическое. Произвольная форма растительных кореньев
с изумительной серебристо-хай-тековской текстурой. Cимбиоз
экологического сознания и космических технологий. Творение
«биомеханического дизайна», идея которого активно пропагандируется
Старком.
Этот табурет балансирует на грани и в физическом, и во
временном, и в эстетическом смыслах. Как объект для сидения, он кажется
очень хрупким и неустойчивым, но это только видимость. Он существует
сейчас, он вполне реален, но все же он немножко «завтрашний», он
кажется пришельцем из неизвестного интерьера будущего. Пока он только
гость, он неорганичен в нынешних интерьерах. Материал подчеркивает
искусственность, но форма живая, природная. Техника и природа не
противопоставляются, а странным образом сосуществуют в этом предмете.
|