Эта семерка культовых стульев (стулом мы условно назовем любое устройство для сидения — от табурета до шезлонга) выбрана по субъективному желанию автора, основанному частью на количестве ремиксов, а также на популярности модели и на частоте упоминаний в литературе. Несмотря на почтенный возраст (кроме последнего), все эти стулья не стали музейной пылью, а живут в современных интерьерах, производятся и продаются в огромном количестве. Другой автор может предложить иной букет, и тоже будет прав. Венский стул «Модель 14» (1859). Дизайн: Михаэль Тонет, Австрия
Середина 19 века, Австрия. Михаэль Тонет, мебельщик, в 1842 году
запатентовал метод «гнуто-клеенной» технологии изготовления мебели, и с
этого момента начался победный марш венского стула. Венских стульев
было немало, как минимум 20 моделей. И каждая может вполне оправданно
называться венским стулом. Тем не менее, среди всей этой гаммы есть
стул, ставший действительно классикой — «Модель 14». Тонет довел эту
модель до звенящего совершенства. Всего 6 деталей! Трехмерное «гнутье»
позволило объединить спинку и задние ножки в одну деталь. Сидение
круглой формы затягивалось камышовым плетением. Конструкция получилась
очень легкой, пружинящей и, вместе с тем, стабильной. Но не
революционность технологии стала причиной бешеной и устойчивой
популярности венского стула. Удобный, легкий и ажурный, он обладал
незаменимым свойством — мог вписаться в любой интерьер органично и
незаметно. А, кроме того, волшебным образом «исчезал» — стоило человеку
сесть на него, и стул напоминал о себе только изгибом тела сидящего. «Хилл Хаус», стул для спальни (1902-03). Дизайн: Чарльз Ренни Макинтош, ШотландияМакинтош, будучи одним из «отцов» британского модерна, определил для последователей направления развития стиля, а сам пошел иным, уникальным путем, успешно избежав и символичности, и орнаментальности, и прочих составляющих модерна. Вместо упругих изощренных кривых — прямая линия и прямой угол. Чистый геометрический эксперимент. У стула «Хилл Хаус» и у других стульев этого семейства очень высокая спинка. Кажется, что
дизайнер изменил требованиям функциональности, потакая своим
эстетическим капризам. Но не мешает вспомнить, что этот стул
предназначен специально для спальни. И становится понятно, что это не
просто сидение, а очень полезный предмет обстановки. Это вешалка, на
которой можно оставить головной убор и повесить одежду — горизонтальные
перекладины весьма к этому располагают. Это своеобразная ширма, которая
делит помещение на функциональные зоны. Это почти скульптура —
вертикальная доминанта, организующая пространство интерьера. А еще это
прототип оп-арта: планки, перекладины и промежутки между ними играют со
светом и отбрасывают тени. Получается изменчивая светотеневая живопись. Шезлонг Model B306 (1928). Дизайн: Ле Корбюзье, Пьер Жаннере, Шарлотта Перриан, Франция
Великий функционалист Ле Корбюзье при всей небесспорности однозначно
утилитарного подхода к вещам отнюдь не был противником комфорта (к
счастью, комфорт — тоже функция). Этот стул — уже почти лежанка, а не
стул — как нельзя лучше подходит к его крупно-плоскостным,
индустриально-жилым интерьерам. Незначительный, чуть намеченный
завиток, оживляющий девственную плоскость стен и пола. Изгибы проверены
и перепроверены пропорциями модулора — необязательно испытывать телом,
доверяешь взгляду — будет очень удобно, валик в головах убеждает в этом
так красноречиво... Табурет 60 (1933). Дизайн: Альвар Аалто, ШвецияПростой табурет, продаваемый миллионами. Он был запущен в производство в 1933 году, сразу приобрел популярность, которая устойчиво сохраняется и по сей день. Бывают вещи, которые вне времени, потому что они гениально просты, и, соответственно, совершенны. Круглое сидение и три L-образные ножки из гнутой фанеры. Минимум деталей, простая технология, в результате — очень дешевое производство. Есть дополнительное полезное свойство: складируемость. Табуреты составляются один поверх другого высокой стопкой, что крайне удобно при дефиците жилого пространства. И технология, и идеология близки венскому стулу. Так же, как «Модель 14», аалтовский табурет ненавязчиво вписывается в интерьер. И, одновременно, он самодостаточен как эстетический объект. Мало того, трехногий круглый табурет играет в современном интерьере и некую символическую роль. Круг сидения, желтый, лакированный, — этакое солнышко в доме. Ножки — лучи. Материал — дерево — намек на экологичность. А если глубже копнуть эту тему, то, возможно, обнаружится множество других наслоений смысла и знаковости. | |
Просмотров: 1010 | | |