menu

Классические стили в решении квартиры: барокко, рококо, классицизм, ампир

Барокко

Яркая эпоха Возрождения, ее многочисленные национальные школы, появившиеся под влиянием таких титанов, как Леонардо да Винчи, Рафаэль, создали почву для

Зеркало в стиле барокко

возникновения нового стиля — барокко.Гуманисты Ренессанса повернули общественное восприятие в сторону человека и его нужд. Господство католической церкви пошатнулось, но после Высокого Возрождения Европу охватила волна реакции: религиозные войны, Контрреформация, крестьянские восстания — неполный перечень ужасных событий, прогремевших в этот период. Барокко — очень драматичный стиль, для него характерны яркие, напряженные элементы. Сам термин «барокко» можно условно перевести как «причудливый, странный», хотя перевод достаточно вольный. Еще одно возможное значение этого слова — «фальшивый». И действительно, все приемы барокко построены на театральных эффектах.

В интерьер светских помещений проникают ранее присущие только церковному убранству детали, такие, как лепной декор стен, окон и дверей, живописные плафоны на потолке и стенах, позолота, очень много позолоты. Да и сами помещения — величественные залы дворцов — немного тяжеловесные, но эта тяжесть уравновешивается изогнутыми профилями, расчленяющими плоскости на сложной формы элементы. В интерьере появляется большое количество тканей — это обивка мебели, окопные занавеси и т. д.

Мебель становился более удобной, резьба, украшающая ее, менее геометричной, появляются растительные мотивы. Мебель по-прежнему повторяет архитектурные формы: используются рельефы и скульптурные фрагменты, членение поверхностей на ниши с использованием подпорок, повторяющих колонны. Ножки мебели энергично изгибаются, да и форма самой мебели перестает быть прямолинейной. Так, шкафчик может иметь сложную конфигурацию из перетекающих друг в друга овалов, а овальный резной декор спинки стула — повторяться между его ножками. Те же формы и элементы декора присутствуют в оправах многочисленных зеркал, корпусах часов, объединяют весь интерьер в величавый дворцовый ансамбль.

Изменился и общий колорит интерьеров. Самое распространенное сочетание в стиле барокко — бирюза с белым в обрамлении золота. Помещения пронизаны светом, проникающим сквозь многочисленные окна, занимающие большую часть поверхности стен, а вечером пространство наполнено отблесками многочисленных свечей, горящих в парадных светильниках, укрепленных на стенах и потолке.

Рококо

Еще более роскошным, но, в отличие от барокко, грациозным и изысканным является стиль рококо. Во Франции заканчивается правление «короля-солнце», Людовика XIV. Построены Лувр и Версаль, утонченные вкусы аристократии требуют большего изящества с примесью вычурности. Этому в немалой степени способствует открытие европейцами восточных культур, таких, как Китай. В предметах этого стиля часто прослеживается влияние «китайщины». Если барокко — стиль дворца, то рококо — скорее стиль будуара.

Вазы стиля рококо

Рококо переводится как «причудливой формы раковина», и действительно, лейтмотивом интерьеров, выполненных в этом стиле, звучит кокетливое переплетение завитков, переходящих в человеческие головки, цветы, фигурки животных. Часто прототипом для элементов декора служит эта самая «причудливая раковина», то вырезанная на спинке кресла, то слегка прикрытая листочком-

завитком, украшающим основание бронзового светильника или раму огромного настенного зеркала, заменяющего традиционный для барокко расписной плафон. В период расцвета рококо появляется европейский фарфор, который сразу включается в список основных элементов декора в стиле рококо.

Мебель рококо немного напоминает предшествующую эпоху барокко, но из нее практически полностью уходят архитектурные элементы, она становится заметно легче, набирает изгибов, позолоты. Даже ножки стульев становятся тонкими и выгнутыми, их нередко золотят. В интерьере используются складные ширмы, резные рамы которых затянуты шелком (китайское влияние). Шелк — основной материал для гардин и обивки мебели. Рисунок на тканях — причудливые гирлянды из небольших розочек на пастельном фоне.

Общий колорит помещений — изысканно-нежный. Белое с золотом на фоне светлых пастельных тонов, от лиловато-серебряного и розового до жемчужно-зеленоватого и бледно-голубого, приобретает особую изысканность.

Классицизм

Практически одновременно с рококо появился стиль совершенно другой направленности. Строгие, предельно простые формы, навеянные античными образцами, послужили основой для классицизма. В обществе зрели идеи гражданской доблести и благородного самопожертвования. Для людей, разделявших эти идеи, стиль барокко, а тем более рококо, был чужд. Простота, строгость и демократичность Древней Греции были противопоставлены роскоши дворцовой Европы. Правда, классицизм уже побывал на исторических подмостках, причем его приверженцем выступил как раз самый роскошный королевский двор Европы — к классицизму обратился сам Людовик XIV при строительстве Лувра. Но тогда привнесенная монархом строгость была делом его личного вкуса и потому широко не распространилась. Позднее будущая вдова Канет, обезглавленная революционной гильотиной Мария-Антуанетта, также ввела в моду наряды и прически, напоминающие греческие. Ее Трианон был воплощением классицизма и по архитектуре, и но убранству покоев.

Классицизм

В XVIII веке для классицизма появилась идейная платформа, поэтому стиль полностью сформировался и получил развитие. Кроме того, в это время начали проводиться археологические раскопки, и перед взорами изумленных европейцев предстала во всей красе культура Греции и Рима. Европа вступила в эпоху Просвещения, интересоваться естественными науками стало модно. Идея и мода сделали классицизм поистине всеобщим стилем.

В интерьере господствуют греческие и римские мотивы, строгость форм, простота линий. Снова, как во времена готики и барокко, в декоре главенствуют архитектурные элементы, теперь напрямую заимствованные из античных времен. Строгость подчеркивается единым рисунком и цветом стен, занавесей и обивки мебели.

Классицизм. Ножки мебели

Мебельтакже подчиняется общим тенденциям. Ее форма упрощается, выпрямляются ножки, в резном декоре появляются орнаменты на основе греческого меандра, египетской пальметты, их дополняют римские мечи и шлемы. Кстати, после египетских походов Наполеона влияние культуры этой древней страны на Европу стало очень ярко выраженным.

В оформлении мебели и других предметов используются даже египетские сфинксы. Влияние Египта видно также в формах ножек мебели и светильников: они сужаются книзу.

Пространство классицизма наполнено холодным «воздухом». Колоритподчеркнуто строгий, гамма бело-голубая с серебристо-серым.

Ампир

Однако в «идейном» виде классицизм просуществовал достаточно недолго. Наполеон, став императором, ввел в обиход царственный пурпур и золото. Началась пора

последней стадии классицизма - ампира(происходит от фр. empire — «империя»).

Интерьеры подчеркивают величие, имперские амбиции, оставаясь при этом достаточно строгими. Колонны, поддерживающие фронтоны, — обязательный атрибут архитектурной композиции. В качестве декора используются «трофеи» — шлемы, щиты. Они же становятся главным мотивом орнаментов.

Мебель этого периода хорошо сохранилась до наших дней, теперь это дорогой антиквариат. Книжные шкафы, бюро, секретеры, диваны, зеркала этого стиля используются как образец для многочисленных стилизаций «под старину».

Колорит, свойственный ампиру, — сочетание голубого с белым. Наполеоновский пурпур характерен только для Франции.

Категория: Мебель. Стили мебели.Фото | Добавил: admin-rezba (02 Апр 2010)
Просмотров: 1864 | Теги: интерьер, рококо, барокко, стили мебели | Рейтинг: 2.0/1