››Словарь терминов››П‹
ПАЗ: выемки в досках или других видах пиломатериалов, в которые вставляется шип другой детали; вид соединения деревянных элементов.
ПАЛЬМЕТТА: веерообразный растительный орнамент. Варианты: 1. египетская; 2. вавилонская, 3. ассирийская и 4. греческая пальметты. В архитектуре и в мебели отдельно стоящие пальметты использовались в качестве венчающего элемента или фриза.
ПАНЕЛЬ: крупная плита, готовый элемент для мебельного производства. Панель состоит из склеенных реек, облицованных с двух сторон черновой рубашкой, расположенной перпендикулярно
направлению волокон внутреннего слоя; также используется как внутреннее заполнение под деревянную обшивку или как обшивка нижней части стены.
ПАПИРУС: высокое африканское болотное растение, из сердцевины которого в Египте изготавливали папирус для письма. Из связанных в вязанку стволов папируса изготовлялись стержни и капители
колонн.
ПАРКЕТ: пол из плиток твердой древесины, прежде—из различных древесных пород со вставками. В наше время распространен паркет, выложенный елочкой, или американский паркет.
ПАТИНА: изменения, происходящие на поверхности металла и дерева под действием воздуха. Они сопровождаются изменением цвета, появлением своеобразного блеска или признаков старения, что свидетельствует о благородной старине.
ПЕРИСТИЛЬ: часть греко римского дома
ПЕРСПЕКТИВА: плоскостное изображение пространственного тела по законам геометрии, благодаря чему достигается пространственный эффект.
ПИЛЯСТРА (реже ПИЛЯСТР): четырехгранная полуколонна, выступающая из стены. Держит антаблемент, укрепляет и расчленяет стену, может быть гладкой или иметь каннелюры, базу и капитель; начиная с ренессанса встречается и в мебели, главным образом по обеим сторонам шкафов, и играет роль опоры.
PIETRA DURA: вставки из цветных камней, применявшиеся в эпоху Ренессанса для украшения столешниц и лицевой стороны выдвижных ящиков.
ПЛАНКИ С ВОЛНИСТЫМ ПРОФИЛЕМ: см. ПРОФИЛЬ.
ПЛАСТИКА: 1. скульптура вообще; 2. скульптурное произведение; различаются объемная пластика — фигуры можно потрогать руками со всех сторон, и рельеф, где только одна плоскость является
выпуклой.
ПЛАФОН: декоративный потолок; потолок, украшенный живописью, мозаикой или лепкой.
ПЛИТА: любой тонкий древесный слой, чаще же всего многослойная плита, склеенная из листов шпона, волокна которых расположены в отношении друг друга поперечно.
ПОДОБЛИЦОВОЧНАЯ ФАНЕРА: то же, что и черновая рубашка, см. ФАНЕРА.
ПОЗОЛОТА: часто применявшийся в определенных стилях способ украшения мебельной резьбы, фурнитуры, светильников, часов и т. д. Позолота бывает двух видов: 1. золоченая бронза; 2.наложение настоящего сусального золота на подготовленную с помощью клея и мела основу.
ПОЛИРОВКА: полирование фанерованной и тщательно отшлифованной поверхности мебели посредством многократного протирания растворенным в спирте шеллаком. По этой причине лаковое покрытие получается многослойным.
ПОЛИХРОМАТИЧЕСКИЙ: многоцветный.
ПОЛОСА: украшение, размещенное наподобие фриза, большей частью на карнизах, например, ряды пальметт, меандр и пр.
ПОЛУКОЛОННА: колонна, наполовину выступающая из стены, чаще всего для достижения лучшего оптического эффекта, обычно выступ, несколько больший, чем наполовину (см. рис.). В мебели частоприменяли и выступы более чем на ¾.
ПОРТАЛ: художественно оформленный парадный вход архитектурного сооружения, часто украшенный богатым орнаментом или живописью.
ПОРТЬЕРА: занавес перед дверью или дверным проемом.
ПОСТАМЕНТ: пьедестал, остов, на котором возвышается колонна или статуя.
ПОЯС: 1. карниз или полоса наподобие карниза, также на сводах арок; 2. поперечная балка в форме ласточкиного хвоста, используемая для устойчивости; 3. в мебели для сидения натянутая под спиральными пружинами несущая лента.
ПРОПОРЦИЯ: соотношение размеров составных частей целого. Оно может быть гармоничным и дисгармоничным и поэтому является существенным фактором в образовании целого.
ПРОТРАВА: красящие вещества, которые в соответствующих растворах служат для окраски деревянных поверхностей, не закрывая текстурного рисунка. Существуют органические, минеральные и растительные протравы.
ПРОФИЛЬ: I. Вид лица или предмета сбоку. II. В архитектуре — подчеркнутая линия границы архитектурной детали, например, обрамление окна. III. Контур здания или части здания, особенно карниза. IV. Скульптурная деталь украшения с различными гладкими и изогнутыми плоскостями и кантами, высоко развитая уже в греческой архитектуре. Бороздкой, или желобком называют выдолбленную или изогнутую поверхность профиля, которая изготавливается при помощи калёвки или на фрезерном станке
Каблучком называется S = образная архитектурная деталь, т. е. частично выгнутый, частично вогнутый профиль. Рейки, имеющие волнообразный профиль, применялись в мебели высокого барокко для усиления вычурности; примитивную машину для изготовления реек с волнистым профилем изобрел в 1600 г. X. Шван6 хард. Мебельные филенки и настенная обшивка заключались в оправу из более или менее богато профилированных реек, имевших по углам оправы соединение под прямым углом, направленным внутрь оправы.
ПУЛЬТ: парта, бюро; стол или шкаф средней высоты, верхняя плоскость которых скошена для письма; существуют бюро, за которыми можно писать стоя.
ПЬЕДЕСТАЛ: то же, что и цоколь, подножие колонны.
«ПЛАМЕНЕЮЩАЯ ГОТИКА» (flamboyant): стилевой вариант поздней готики во Франции, в котором сложные формы ажурного орнамента выглядят как языки пламени.
ПАЛЬМЕТТА: веерообразный растительный орнамент. Варианты: 1. египетская; 2. вавилонская, 3. ассирийская и 4. греческая пальметты. В архитектуре и в мебели отдельно стоящие пальметты использовались в качестве венчающего элемента или фриза.
ПАНЕЛЬ: крупная плита, готовый элемент для мебельного производства. Панель состоит из склеенных реек, облицованных с двух сторон черновой рубашкой, расположенной перпендикулярно
направлению волокон внутреннего слоя; также используется как внутреннее заполнение под деревянную обшивку или как обшивка нижней части стены.
ПАПИРУС: высокое африканское болотное растение, из сердцевины которого в Египте изготавливали папирус для письма. Из связанных в вязанку стволов папируса изготовлялись стержни и капители
колонн.
ПАРКЕТ: пол из плиток твердой древесины, прежде—из различных древесных пород со вставками. В наше время распространен паркет, выложенный елочкой, или американский паркет.
ПАТИНА: изменения, происходящие на поверхности металла и дерева под действием воздуха. Они сопровождаются изменением цвета, появлением своеобразного блеска или признаков старения, что свидетельствует о благородной старине.
ПЕРИСТИЛЬ: часть греко римского дома
ПЕРСПЕКТИВА: плоскостное изображение пространственного тела по законам геометрии, благодаря чему достигается пространственный эффект.
ПИЛЯСТРА (реже ПИЛЯСТР): четырехгранная полуколонна, выступающая из стены. Держит антаблемент, укрепляет и расчленяет стену, может быть гладкой или иметь каннелюры, базу и капитель; начиная с ренессанса встречается и в мебели, главным образом по обеим сторонам шкафов, и играет роль опоры.
PIETRA DURA: вставки из цветных камней, применявшиеся в эпоху Ренессанса для украшения столешниц и лицевой стороны выдвижных ящиков.
ПЛАНКИ С ВОЛНИСТЫМ ПРОФИЛЕМ: см. ПРОФИЛЬ.
ПЛАСТИКА: 1. скульптура вообще; 2. скульптурное произведение; различаются объемная пластика — фигуры можно потрогать руками со всех сторон, и рельеф, где только одна плоскость является
выпуклой.
ПЛАФОН: декоративный потолок; потолок, украшенный живописью, мозаикой или лепкой.
ПЛИТА: любой тонкий древесный слой, чаще же всего многослойная плита, склеенная из листов шпона, волокна которых расположены в отношении друг друга поперечно.
ПОДОБЛИЦОВОЧНАЯ ФАНЕРА: то же, что и черновая рубашка, см. ФАНЕРА.
ПОЗОЛОТА: часто применявшийся в определенных стилях способ украшения мебельной резьбы, фурнитуры, светильников, часов и т. д. Позолота бывает двух видов: 1. золоченая бронза; 2.наложение настоящего сусального золота на подготовленную с помощью клея и мела основу.
ПОЛИРОВКА: полирование фанерованной и тщательно отшлифованной поверхности мебели посредством многократного протирания растворенным в спирте шеллаком. По этой причине лаковое покрытие получается многослойным.
ПОЛИХРОМАТИЧЕСКИЙ: многоцветный.
ПОЛОСА: украшение, размещенное наподобие фриза, большей частью на карнизах, например, ряды пальметт, меандр и пр.
ПОЛУКОЛОННА: колонна, наполовину выступающая из стены, чаще всего для достижения лучшего оптического эффекта, обычно выступ, несколько больший, чем наполовину (см. рис.). В мебели частоприменяли и выступы более чем на ¾.
ПОРТАЛ: художественно оформленный парадный вход архитектурного сооружения, часто украшенный богатым орнаментом или живописью.
ПОРТЬЕРА: занавес перед дверью или дверным проемом.
ПОСТАМЕНТ: пьедестал, остов, на котором возвышается колонна или статуя.
ПОЯС: 1. карниз или полоса наподобие карниза, также на сводах арок; 2. поперечная балка в форме ласточкиного хвоста, используемая для устойчивости; 3. в мебели для сидения натянутая под спиральными пружинами несущая лента.
ПРОПОРЦИЯ: соотношение размеров составных частей целого. Оно может быть гармоничным и дисгармоничным и поэтому является существенным фактором в образовании целого.
ПРОТРАВА: красящие вещества, которые в соответствующих растворах служат для окраски деревянных поверхностей, не закрывая текстурного рисунка. Существуют органические, минеральные и растительные протравы.
ПРОФИЛЬ: I. Вид лица или предмета сбоку. II. В архитектуре — подчеркнутая линия границы архитектурной детали, например, обрамление окна. III. Контур здания или части здания, особенно карниза. IV. Скульптурная деталь украшения с различными гладкими и изогнутыми плоскостями и кантами, высоко развитая уже в греческой архитектуре. Бороздкой, или желобком называют выдолбленную или изогнутую поверхность профиля, которая изготавливается при помощи калёвки или на фрезерном станке
Каблучком называется S = образная архитектурная деталь, т. е. частично выгнутый, частично вогнутый профиль. Рейки, имеющие волнообразный профиль, применялись в мебели высокого барокко для усиления вычурности; примитивную машину для изготовления реек с волнистым профилем изобрел в 1600 г. X. Шван6 хард. Мебельные филенки и настенная обшивка заключались в оправу из более или менее богато профилированных реек, имевших по углам оправы соединение под прямым углом, направленным внутрь оправы.
ПУЛЬТ: парта, бюро; стол или шкаф средней высоты, верхняя плоскость которых скошена для письма; существуют бюро, за которыми можно писать стоя.
ПЬЕДЕСТАЛ: то же, что и цоколь, подножие колонны.
«ПЛАМЕНЕЮЩАЯ ГОТИКА» (flamboyant): стилевой вариант поздней готики во Франции, в котором сложные формы ажурного орнамента выглядят как языки пламени.