menu
››Словарь терминов››К‹


КАБИНЕТ: декоративный шкаф, чаще всего для хранения бумаг, зачастую использовавшийся также как бюро; был в употреблении с XV по XVII вв. В Испании появлялись экстравагантные, в Англии
— элегантные, в Италии (Венеция) — пышные шкафы6кабинеты с интарсией; французы (Буль) изготавливали роскошные помпезные шкафы6кабинеты

КАБЛУЧОК: см. ПРОФИЛЬ.

КАБРИОЛЬ: изогнутые мебельные ножки, иногда с лапами животного, вероятно, китайского происхождения. Приведенные ниже иллюстрации (1—12) показывают развитие и варианты от раннего барокко до китайского рококо: ранние неукрашенные формы с волютами и опорой ножки в виде копыта (илл. 1—3); прекрасные гладкие формы ножек с подошвами в стиле эпохи королевы Анны усложненные варианты с использованием звериных лап (илл. 6—8); формы ножек рококо, китайские и богатые ножки чиппендейл

 

КАНДЕЛЯБР: подставка с разветвлениями для двух или нескольких свечей или электрических ламп. Первоначально зт6 русско-римский бронзовый светильник с масляными лампами. Его изображение часто используется как элемент орнамента

 

КАННЕЛЮРЫ: вертикальные желобки в стволе колонны или пилястра, примыкающие друг к другу ребром или отделенные друг от друга маленькими плоскостями: ионическая и коринфская колонны); стенной пилястр



КАПИТЕЛЬ КОЛОННЫ: верхняя выступающая часть колонны, принимавшая в различное время и в различных стилях разнообразные формы. На илл. показаны

1. византийская двойная, 2. романская кубическая, 3. готическая, 4. ионическая, 5. коринфская и 6. римско6коринфская капители. На рис., иллюстрирующем составные части простой дорической капители: А — абака, Е — эхинус (утолщение), Т — стержень.

КАРИАТИДА: женская статуя, поддерживающая, подобно колонне, выступающую часть здания. Встречается не только в архитектуре, но и в мебельном искусстве как декоративный элемент. Самое большое распространение получила в мебели стиля ампир, подражавшего образцам античного искусства.



КАРКАСНАЯ КОНСТРУКЦИЯ: изделия мебели такой конструкции имеют остов, образованный стойками, пространство между которыми заполнено плитами или рамами и филенками. На иллюстрации изображен каркас шкафа. У стульев такой конструкции ножки и царги соединяются шипами. А, В, С, D — места пазов и шипов.

КАРНИЗ: горизонтальный выступ, завершающий (возможно расчленяющий)стену здания, мебельное изделие или идущий над окнами, дверями. Главный, или венчающий карниз завершает здание или мебельное изделие сверху. Примером служит главный карниз греческого храма, состоящий из 3 частей: балок, фриза и венца. На верхней илл. показаны: 1. сима (гусёк), 2. плита, 3. дентикулы, 4. фриз, 5. архитрав, 6. капитель колонны. Главный карниз может иметь различные членения. На нижних илл. представлены 1. простая, 2. сложная схема.

Египетский карниз является единственным в своем роде, он состоит только из плиты потолка и из вогнутого соединительного элемента.

Для романского стиля характерны массивные, тяжелые карнизы и профили. В романском стиле для горизонтального расчленения общей кубатуры здания часто использовался опоясывающий карниз с
аркадой арок.

А готические карнизы сильно профилированы, срезаны наискось, для них характерна игра теней, даются классические пропорции.

Профили карниза в барокко отличаются тем, что в них не соблюдаются классические пропорции.

В английском классицизме было принято украшать мебельные карнизы орнаментом из листьев

КАРТУШ: лепное или графическое украшение в виде свитка с завернувшимися краями, на котором помещаются надписи, вензеля, эмблемы и т. п. Часто употребляющийся элемент орнамента в позднем ренессансе и барокко.

КАССАБПАНКА: скамья, сундук или скамья для сидения, имеющая внизу ящик, в большинстве случаев с деревянной
спинкой и подьем, изобретение итальянского ренессанса, предшественница канапе .

КАССОНЕ: большой сундук для одежды и домашней утвари, одновременно использующийся для сидения .

 

КЕССОН: 1. четырехугольное углубленное поле балочного перекрытия, 2. также маленький кессон.

КИМА («набегающая волна»): украшение в виде каймы из стилизованных листьев, преимущественно на карнизах греческих храмов; имеются различные варианты: дорический, ионический, лесбосский эхиб нус6кима, последний — с иониками.

КИТАЙЩИНА: китайские мотивы декоративных украшений — ажурная решетка, лаковая живопись для украшения французской и английской (Чиппендейл) мебели рококо и интерьеров XVIII в.

КЛАССИЦИЗМ: стилевые тенденции, основанные на подражании античным образцам, например, в стиле ампир.

КЛАССИЧЕСКИЙ: 1. относящийся к греко6римской культуре, античный; 2. образцовый, совершенный; 3. то же, что и классицистический.

КЛАССИЦИСТИЧЕСКИЕ ФОРМЫ МЕБЕЛЬНЫХ НОЖЕК: производные от колонны или стелы, сужающиеся книзу; каннелюры, членения, украшения из листьев или розеток и другие декоративные элементы еще больше усиливают классический характер.

КЛЕЕНАЯ ФАНЕРА: древесная плита, состоящая из трех тонких слоев еловой древесины, в совокупности 20630 мм толщиной, склеенных перпендикулярно направлению волокон, благодаря чему древесина не коробится. В настоящее время вместо клееной фанеры применяются готовые панели, которые к тому же экономичны.

КЛИСМОС: элегантная форма греческого стула с одинаково изогнутыми ножками и спинкой



КОЛОНИАЛЬНЫЙ СТИЛЬ: стилевой вариант английской мебели, получивший развитие в работах английских столяров6 мебельщиков, эмигрировавших в Америку.

КОЛОННА: суживающаяся кверху, гладкая или ребристая (с каннелюрами) опора; может быть круглой и четырехгранной. В барокко, как в архитектуре, так и в мебели, культивировались точеные колонны.

КОНСОЛЬ: кронштейн, выступ в стене, выполняющий функцию опоры (поддерживает балкон, карниз) или служащий для установки на нем украшений.

 

КОНСТРУКТИВНЫЙ СПОСОБ ФОРМООБРАЗОВАНИЯ: исходит из конструкции предмета, подчеркивает ее и выделяет отдельные элементы.

КРАБ, ИЛИ ПОЛЗУЩЕЕ РАСТЕНИЕ: в готике листья и цветы из камня по краю фронтона, фиал и т. д. Орнамент кажется вползающим на архитектурную деталь, отсюда и название.

КРОНШТЕЙН: см. КОНСОЛЬ.

КУШЕТКА: лежанка широкая софа.